В современных городах ровные и удобные с точки зрения строительства участки давно заняты. Зачастую проектирование и строительство осложняют перепады высот, и тогда требуются специальные инженерные решения для удержания земляной массы от обрушения. Одним из таких решений является устройство подпорной стенки. В статье рассматривается применение материалов системы «Пенетрон» для повышения долговечности возводимых подпорных стен из железобетона.
Обычно подпорные сооружения устраивают вблизи жилых и промышленных зданий, дорог и иных конструкций, когда необходимо обеспечить резкий перепад отметки планировки.
В среде проектировщиков и строителей существуют разные, порой полярные, мнения о необходимости использования подпорных стенок в строительстве. Кто-то считает, что при правильном понимании гармонии городского ландшафта в подпорных стенках нет необходимости: озелененный естественный откос грунта визуально приятнее и дешевле в производстве. Другие утверждают, что в условиях городского ландшафта невозможно обойтись без подпорных сооружений, поскольку в условиях стесненной застройки отказ от них ведет к потере ценного жизненного пространства.
Исторически решения подпорных стенок формировались и развивались по мере возникновения новых строительных материалов. Первоначально их делали из камней, которые укладывались друг на друга «всухую», а затем с применением различных связующих и твердеющих растворов.
Виды подпорных стенок:
• Массивные – выполняются в основном из сравнительно непрочного материала (бут, бутобетон, габионы).
• Полумассивные, которые возникли в связи с появлением более прочных стройматериалов, прежде всего, железобетона. Соответственно, возникла возможность проектирования облегченных типов подпорных стен. Нередко в процессе эксплуатации подпорные стены разрушаются. Рассмотрим основные причины, влекущие за собой разрушение подпорных стенок.
Причины разрушений:
• действие грунтовых вод (коррозия первого вида а также циклов попеременного замораживания и оттаивания;
• некачественное возведение элементов стенки (бетон с низкой маркой по водонепроницаемости), неудовлетворительное изготовление узлов крепле- ния (некачественное бетонирование, сварка), отказ от устройства дренажных систем, некачественное распределение материала обратной засыпки и т.д.;
• отсутствие технического обслуживания (своевре- менная замена поврежденных частей, контроль состояния дренажных систем), из-за чего возможно изменение характеристик грунтов обратной засыпки и грунтов заложенных под подошвой фундамента (например, обводнение);
• устройство дополнительных сооружений на поверхности удерживаемой засыпки, не предусмотренных проектом (гаражи, мастерские и т.д.) или наращивание высоты стенки без соответствующего усиления конструкции;
Состояние большинства возведенных до конца XX века подпорных стенок – крайне неудовлетворительное. Их разрушение может привести к печальным последствиям.
Так, в 2013 году на проспекте Свободном в Красноярске произошла трагедия – 30-метровая опорная стена путепровода весом в несколько тонн рухнула прямо на проезжую часть. Погибли водитель и пассажир автомобиля, оказавшегося под завалом.
Чтобы избежать подобных случаев, возводимые подпорные стены должны сохранять свои эксплуатационные и эстетические качества в течение всего предусмотренного проектом срока эксплуатации. То есть, уже на стадии проектирования и строительства необходимо позаботиться о гидроизоляции бетонных конструкций и повышении их стойкости к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды: попеременному замораживанию и оттаиванию, действию агрессивных сред на бетон.
Для повышения водонепроницаемости, морозостойкости и коррозионной стойкости бетона следует применять добавку для бетона «Пенетрон Адмикс» еще на этапе строительства. Швы бетонирования, а также места прохода дренажных труб герметизируются с применением набухающего жгута «Пенебар».
Предлагаем варианты выполнения гидроизоляции подпорных стен с использованием материалов системы «Пенетрон» при возведении конструкций. Это решение позволяет увеличить надежность, долговечность, устойчивость к коррозии и разрушениям конструкции. Ниже подробно описана технология применения материалов системы «Пенетрон» для повышения долговечности бетона.
Гидроизоляция подпорной стены на стадии бетонирования
Бетонирование с добавкой «Пенетрон Адмикс»
Расход добавки составляет 1 % от массы цемента в бетонной смеси или 4 кг добавки на 1 м3 смеси ДОЗИРОВАНИЕ ДОБАВКИ Примеры пропорций приготовления раствора: - на 1 кг сухой добавки – 0,65-0,75 л воды; - на 4 кг сухой добавки – 2,5-3 л воды; - на 20 кг сухой добавки – 13-15 л воды; - на 25 кг сухой добавки – 16-19 л воды; - или 1,5 части сухой добавки – 1-1,1 часть воды.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ДОБАВКИ
После введения воды в сухую добавку «Пенетрон Адмикс», в соответствии с предписанными пропорциями, раствор необходимо перемешать низкооборотной дрелью. Приготовленный раствор добавки использовать в течение 5 мин.
ВВЕДЕНИЕ ДОБАВКИ
Влить водный раствор добавки в автобетоновоз и перемешать не менее 10 минут при повышенных оборотах смесителя. В сухом виде добавку допускается вводить только через дозаторы производственной линии РБУ или вместе с инертными материалами.
УХОД ЗА ПОВЕРХНОСТЬЮ
Бетон с добавкой «Пенетрон Адмикс» не требует какого-либо дополнительного ухода, не предусмотренного современными строительными нормами и правилами.
Гидроизоляция дренажных труб:
- Очистить гильзу от ржавчины, краски, других загрязнений и обезжирить ее растворителем.
- Удалить антиадгезионную бумагу. Перед сборкой опалубки закрепить гильзу на арматурном каркасе, плотно обмотав гильзу гидроизоляционным жгутом «Пенебар». Для надежного крепления дополнительно использовать хомут или стальную проволоку.
Схемы гидроизоляции швов бетонирования
Устройство гидроизоляции швов бетонирования
ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ
Удалить «цементное молочко» с поверхности бетона любым механическим способом. Срубить наплывы бетона, устранить на бетонной поверхности чрезмерно острые выступы, а также участки неоднородной структуры. Очистить поверхность бетона струей сжатого воздуха.
МОНТАЖ ЖГУТА
Плотно уложить жгут на бетонную поверхность, фиксируя его с помощью металлической скобы и дюбелей длиной 40-50 мм с шагом 250-300 мм. Для образования непрерывного слоя жгуты соединяются между собой встык концами, срезанными под 45°. Расстояние от жгута до края конструкции должно быть не менее 50 мм.
ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Монтаж гидроизоляционного жгута необходимо производить непосредственно перед установкой опалубки. Укладка жгута допускается и на влажную поверхность бетона, но с удалением с поверхности стоячей воды. Не допускается выполнять работы по бетонированию, если жгут «Пенебар» находился в воде более суток.