28 / 04 / 2008
По мнению многочисленных экспертов, промышленность области, ориентированная на производство строительных материалов, готова к крупномасштабной реализации нацпроекта в области малоэтажного строительства. Для этого есть производственные мощности, в области выпускается практически весь комплекс необходимых стройматериалов. Есть даже такие технологии, которые нивелируют дефицит рабочей силы, исключая полностью ручной труд на стройплощадке. Однако мешает развитию национального проекта – полное отсутствие необходимой инфраструктуры.
Не решена ключевая проблема строительства малоэтажного жилья: в области нет дорог к местам малоэтажной застройки. Между тем, по данным открытых источников на эти цели, а именно создание транспортной инфраструктуры в рамках проекта «Доступное жилье» выделены специальные суммы – их в настоящее время получают 20 регионов, а поступают ли средства из федерации на эти цели в Свердловскую область? Пока информации об этом нет.
Многие застройщики готовые предложить экономичные формы строительства малоэтажных домов, но строить их негде. Свободных от притязаний третьих лиц и готовых к застройке земель нет. Те же застройщики называют космические суммы, которые приходиться платить за документационное оформление территории под застройку. Затраты на эти цели занимают по разным оценкам от 30 до100% стоимости всего строительства: от проекта до возведения! Поэтому говорить о строительстве доступного жилья не приходиться вовсе! Между тем, взять на себя обязанности по подготовке земель к строительству могла бы региональная или местная власть, снизив, таким образом, бремя с застройщиков, при этим сохранив за собой право на жесткий контроль за использованием земель по прямому их назначению и исключить тем самым спекулятивные операции с отведенными территориями.
Разработанная Министерством экономического развития и торговли стратегия развития массового жилищного строительства РФ до 2020 года сейчас находится на обсуждении экспертного сообщества. Специалисты рассматривают, насколько этот документ целостен, актуален и насколько отвечает тем потребностям, которые диктует время. Но без утверждения региональных программ, федеральная действовать не начнет! Пока же они приняты только в 10 регионах, в 16 – находятся в стадии принятия.
Именно поэтому, в силу вышеперечисленных причин, вся малоэтажная застройка, в области в первую очередь – это исключительно частные, исключительно коммерческие проекты, государство к которым не имеет никакого отношения, ни финансового, ни организационного! Квадратный метр может стоить 20 тысяч рублей, если власть сможет обеспечить соответствующие условия: коммунальной и инженерной инфраструктурой и дорогами.
Парадоксально, но примеры эффективного развития проекта по строительству доступного жилья демонстрируют не богатые регионы России, а самые бедные! Так, например, в Орловской области созданы "Региональный центр малоэтажного строительства" и ОАО "Орловская инвестиционная ипотечная корпорация". Задача созданных структур - совместно с администрациями муниципальных районов подбирать площадки под малоэтажное строительство, осуществлять межевание и постановку на кадастровый учет земельных участков, предлагаемых для передачи в корпорацию. Уже проведено межевание, поставлены на кадастровый учет и заключены договоры более чем на 30 строительных площадок в различных районах области, где могут разместиться свыше 3150 домов!
О чем это говорит? - Да о том, что богатые регионы, наш в том числе, не готовы к кардинальным действиям и влиять на рынок недвижимости, более того - заинтересованы в высоких, неоправданно высоких ценах на строительство и как следствие, конечные жилые метры!