17 / 03 / 2009
По решению ООН 15 марта ежегодно отмечается, как Всемирный день
потребителей. История этого праздника уходит в 1962 год – именно в этот день более
сорока лет назад президент США Дж.Ф.Кеннеди в специальном послании Конгрессу
выделил четыре священных и неотъемлемых права потребителя: право на безопасность,
право на информацию, право на выбор и право быть услышанным. Позднее к этим
базовым потребительским правам мировым сообществом были добавлены еще четыре:
право на возмещение ущерба, право на потребительское образование, право на
удовлетворение базовых потребностей и право на здоровую окружающую среду.
В России сложилась определенная традиция празднования этого дня –
общественные организации потребителей приурочивают к нему различные акции в
защиту прав потребителей, проводят исследования товарных рынков, организуют уроки
потребительской грамоты в школах и т.п. Придерживаясь установившейся традиции,
Свердловское областное общество защиты прав потребителей «Гарант» в этом году
провело испытания сухих строительных гидроизоляционных смесей проникающего
действия.
Поводом столь неожиданного выбора стал случай. У одного из членов нашей
организации есть дом в деревне на берегу водоёма. Каждую весну вода в озерце
поднимается и заливает подвалы. Что только не делали местные умельцы, чтобы защитить
свои погреба – ничего не помогало. Один даже попробовал вкопать в сараюшке сварной
металлический короб – весной вся деревня хохотала до коликов в животе: под напором
вешних вод железный погреб всплыл над землей почти на метр, прихватив с собой и
половину сараюшки.
Этот прискорбный инцидент так разозлил нашего Кулибина, что он засел за
компьютер и в дебрях Интернет нашел информацию о чудо-смесях, которые
обеспечивают водонепроницаемость конструкций не за счет нанесенного
гидроизоляционного слоя, а в результате проникновения в бетон активных элементов
смеси, которые при кристаллизации придают такие свойства самому бетону. Другими
словами, трещины, каверны и даже разрушение в процессе эксплуатации нанесенного
гидроизоляционногослоя не приведет к печальным последствиям. Это было как раз то,
что надо. А объемы Интернет предложений впечатляли.
Таким образом, треть исследовательской работы была нашим Кулибиным уже
проделана, и мы не могли отказаться от нежданно свалившейся дармовщины. Да и, если
честно, всем нам уже стало интересно, так ли все очаровательно в действительности.
Для исследований в торговой сети были закуплены образцы проникающей
гидроизоляции шести изготовителей:
- КТтрон-1 – «гидроизоляционный материал проникающего действия»,
изготовитель завод кровельных материалов «КровТрейд», г. Екатеринбург;
- Акватрон-6 – «гидроизоляция проникающего действия», изготовитель – ООО
«Акватрон», Алтайский край, г. Бийск;
- Гидротэкс-К – «гидроизоляция проникающего действия», изготовитель – ООО
«Гидротекс-ДВ», г. Хабаровск;
- Пенетрон – «проникающая гидроизоляция структуры бетона», изготовитель –
завод гидроизоляционных материалов «Пенетрон», г. Екатеринбург;
- Кальматрон – «состав цементный защитный проникающего действия»,
изготовитель – ООО «Кальматрон-Н», г. Новосибирск;
- Лахта – «проникающая гидроизоляция», изготовитель – ЗАО «РАСТРО», г.Санкт-
Петербург.
Материалы были расфасованы по 3 килограмма в полиэтиленовые мешки и под
номерами направлены в два независимых испытательных центра: ООО «УралстройТест»
и ООО ПТО «Прогресс».
Мы исходили из следующих соображений: если бетон обработать проникающей
гидроизоляцией в строгом соответствии с рекомендациями изготовителей, а затем через
какое-то время нанесенный слой гидроизоляции удалить, то сам бетон, вследствие
проникновения в него активных элементов смеси и их кристаллизации, приобретет некие
свойства водонепроницаемости, которыми не будут обладать контрольные
необработанные бетонные образцы. Детально методика испытаний была разработана
«Уральским научно-исследовательским институтом архитектуры и строительства» в
соответствии с ГОСТ 12730.0-78, ГОСТ 10181-2000, ГОСТ 22685-89, ГОСТ 12730.5-84 и
ГОСТ 31357-2007.
Испытания в обоих центрах дали аналогичные результаты и подтвердили наши
опасения. Согласно ГОСТ 31357-2007, вступившего в действие с 1 января 2009 года, после
обработки бетона проникающим капиллярным гидроизоляционным материалом
повышение его водонепроницаемости (ΔW=(Wd -Wt)/0,2 – где Wt – водонепроницаемость
контрольных образцов, а Wd – водонепроницаемость обработанных образцов) должно
быть не менее 2 ступеней. Данному требованию, согласно заключениям обоих
испытательных центров, соответствовал только один материал – смесь «Пенетрон» (ΔW=3
ступени). Таким образом, только этот материал вправе именоваться проникающей
гидроизоляцией.
Остальные пять образцов не проявили какой-либо способности проникновения в
структуру бетона и в соответствии с ГОСТ 31357-2007 проникающей гидроизоляцией
называться не могут.
Позиционирование данных материалов, в качестве обладающих проникающим
действием, мы рассматриваем как нарушение пункта 1 статьи 10 закона РФ «О защите
прав потребителей» - «Информация о товарах (работах, услугах)», в соответствии с
которым изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и
достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного
выбора.
В связи с этим, всем изготовителям по результатам испытаний направлены письма.
Нарушителям предложено в кратчайшие сроки обеспечить соответствие информации для
потребителей действительным свойствам и качеству производимых ими материалов. В
случае если потребителям и в дальнейшем не будет предоставляться достоверная
информация о товаре, общество потребителей оставляет за собой право обратиться в суд с
иском о принудительном прекращении нарушений прав неограниченного круга
потребителей.
Председатель Свердловского областного общества защиты прав потребителей
«Гарант» Анатолий Яковлев