Вышел декабрьский номер журнала «Екатеринбург», в котором опубликовано интервью президента ГК «Пенетрон-Россия» Игоря Черноголова «Кризис — удобрение для бизнеса», в котором он озвучил свое видение кризиса и того, что может кризис дать предприятию. Ниже приводим основные тезисы этого интервью.
Кризис 98-го года дал мощный импульс для развития
Кризис создает условия для развития бизнеса, и я готов подтвердить утверждения собственным опытом. – рассказывает И. Черноголов. – Во время прошлого кризиса 1998 года, когда казалось, что наступил конец света, наша компания процветала как никогда раньше. Конечно, то был лишь локальный российский кризис, но в нашем случае сути дела это не меняет. В то время многие фирмы, ввозившие строительную продукцию из-за рубежа, столкнулись с нехваткой валюты и в результате либо разорились, либо переключились на отечественную продукцию. Мы тоже переориентировались, но не на другие материалы, а на других покупателей – болгарские и турецкие строительные компании, активно работавшие в целом ряде российских городов за валюту. И мы не просто выжили, но и вообще остались единственными импортерами гидроизоляционных стройматериалов в России.
Тот кризис дал такой мощный импульс, что с тех пор за десять лет компания «Пенетрон-Россия» выросла в триста раз! Для сравнения, если в 1998 году мы закупали лишь один 18-тонный контейнер, то в 2008 наша компания производит уже триста контейнеров «Пенетрона».
Кризис — это новые возможности, и мы ими воспользовались
Еще в середине прошлого века Дж. Кеннеди сказал, что в китайском языке слово «кризис» состоит из двух иероглифов, один обозначает «опасность», а другой «шанс». Для Пенетрон-Россия кризис – это в первую очередь возможность. Предыдущий кризис 1998-го года дал компании новый толчок развитию. Наше предприятие изыскало и активно использовало три возможности того кризиса. Первая из них заключалась в том, что кризис по-разному протекал в разных регионах: где-то деньги заканчивались раньше, где-то позже. Мы быстро сообразили, что Краснодарский край не смотря на кризис продолжает финансировать ремонтные работы и получили большой портфель заказов на эти работы.
Есть и вторая возможность, которую мы активно использовали. Мы сделали ставку на иностранные строительные компании, сметы которых изначально были номинированы в долларах и падение курса рубля на этих сметах никак не сказалось. Это были турецкие и болгарские компании. Они дали нам еще один источник для нашего роста. Была и третья возможность. Благодаря ей мы из региональной компании, какой мы были в 1998 году, превратились во всероссийскую и международную. Практически все дилеры, поставлявшие в 1998 году Пенетрон на российский рынки испугались кризиса и прекратили поставки этой системы гидроизоляции на российский рынок. Мы остались единственными поставщиками Пенетрона в Россию. Мы воспользовались этой возможностью и с регионального рынка шагнули на федеральный.
Задача российского бизнеса не сидеть на месте, а смотреть по сторонам и искать новые рынки
Кризис везде проявляется по-разному. То же касается и других государств – Монголия, Корея, Китай, куда мы сейчас тоже активно выходим со своей продукцией, – только каждое из них переживает кризис по-своему. Задача российского бизнеса не сидеть на месте, а смотреть по сторонам и искать новые рынки. Если бы в 1996 мы, специализировавшиеся тогда еще на работе с предприятиями ЖКХ, остались бы в Екатеринбурге и не вышли бы в Краснодарский край, мы бы давно уже загнулись.
Рациональное мышление всегда работает с проявленным и уже очевидным. Интуиция позволяет принимать решения еще до того, как что-то произойдет. К тому же есть хорошая поговорка на этот счет «оптимизм дилетанта предмет зависти профессионала», речь о тех, которые вроде уже все знают и все умеют, но больших успехов не достигают.
Можно вспомнить историю про одного француза, который переехал в Америку во время Великой Депрессией и занялся там оптовой торговлей французскими винами. Его фирма процветала, росла и стала очень знаменитой. На 25-летний юбилей фирмы он устроил большой праздник, на который пригласил многочисленных почетных гостей и журналистов. Один из них задал ему каверзный вопрос:
— Вам удалось организовать свое дело, в годы мирового экономического кризиса поставить фирму на ноги и расширить ее. Какова формула вашего успеха?
— Вы станете надо мной смеяться, — ответил француз, — если я вам это скажу. В первые годы после моего приезда в Америку мое знание английского языка было так скудно, что я совсем не мог читать газет. Поэтому я совершенно ничего не знал о кризисе.
Вывод из этой истории простой. Только дураки во время кризиса «накручивают» себя, ищут причины, почему всё будет плохо. Умные же ищут возможности и их находят!