23 / 11 / 2008
Игорь Черноголов стал модератором круглого стола «Малый и средний бизнес — основа развития муниципальных образований России-2008», прошедшего 21 ноября 2008 г. в Москве в рамках Первого национального инвестиционного форума «Муниципальная Россия». В работе круглого стола приняли участие представители бизнес-сообщества и руководители муниципальных образований Российской Федерации.
Открывая круглый стол, И. Черноголов сказал: «До сих пор малый и средний бизнес не стал основой экономики и социальной жизни России. До сих пор здоровье экономики определяется ценой на нефть или ставкой рефинансирования в США, а не инициативностью россиян, не их предпринимательской жилкой, трудолюбием и талантами. На наш взгляд, это крайне не здоровая ситуация. Необходимо не просто увеличение числа малых и средних предприятий. Необходимы качественные изменения условий для тех, кто готов свои силы, ум и таланты инвестировать в экономику России.»
Прежде всего, участники круглого стола проанализировали положение дел в муниципальных образованиях. По словам И. Черноголова, доля собственных доходов в доходах муниципальных образований крайне низка. Если брать малые города Свердловской области, то эта доля в среднем не превышает 40% (данные за 2006 год). При этом область не является депрессивной, а занимает высокие строчки в экономических рейтингах регионов. Что говорить о менее экономически развитых регионах?
Вывод неутешительный: на две трети бюджет муниципалитета зависит от дотаций из областного или федерального бюджетов (эта часть доходов называется регулирующей частью бюджета). Муниципалитетам гораздо выгоднее «выстраивать» хорошие отношения с областным центром, чем стимулировать малый бизнес, поскольку именно областной центр является основным «донором» муниципального бюджета. Так чаще всего и происходит, малый бизнес находится на роли пасынка.
Какой путь решения проблемы мы видим? «Мы считаем, что необходимо пересмотреть межбюджетные отношения. Раз развитие малого и среднего бизнеса лежит на муниципалитетах, их надо заинтересовать в этом, увеличить собственные доходы муниципальных бюджетов за счет налогов и сборов, получаемых с субъектов малого и среднего бизнеса. Конечно, это потребует целого ряда решительных шагов, внесение изменений в ФЗ-131, в налоговый кодекс. Это сложный путь, но необходимо уже сегодня сделать первый шаг! В первую очередь необходимо увеличить долю собственных доходов в бюджетах муниципальных образований как минимум в два раза.
По замыслу законодателя регулирующая часть бюджета должна была «выравнивать» неравномерность экономического развития регионов, но по факту данная система лишает муниципалитеты любых стимулов для развития, ставя их в положение «приживалки». Регулирующая часть сможет выполнять свою роль, если соотношение собственных доходов и регулирующей части будет 80 на 20 процентов.
Но у данного вопроса есть и другая сторона. И. Черноголов подчеркнул, что малый бизнес — это не дойная корова, а равноправный партнер в деле развития территории муниципального образования. До сих пор удельный вес малого бизнеса в муниципальной экономике крайне мал. Так в среднем по Свердловской области доля малого бизнеса в экономике муниципалитета — 23,6%.
При этом надо учитывать роль малого бизнеса для развития малых городов России. Малый бизнес гораздо больше заинтересован в развитии муниципалитета, чем крупный. Чуть ветер подует в другую сторону, как крупный бизнес может закрыть предприятие, вывести деньги из региона, да и чаще всего предприятие зарегистрировано в одном месте, а производство – в другом, и налоги платит не в том месте, где работает. Для малого же бизнеса понятия «малая родина» и «успешная работа» являются практически синонимами.
Малый бизнес по своей сути – «равнитель» экономики, наиболее гибкая часть экономики быстро и гибко устраняющая дисбалансы в ее развитии, восполняющая дефициты товаров и услуг.